Ответы и практические задания по морфологической норме
Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.
Белый рояль, звучная фамилия, хрустальная бра, серая мышь, вкусный картофель, чёрный кофе, мокрый рельс, белый тюль, новое кафе, старая туфля, чёрный какаду, голодный шимпанзе, чёрный пальто, мокрое шоссе, ближайшее метро, старый мозоль, заполненный табель, вагонное депо, свободное купе, сладкий какао, старое пианино, новое меню, свободное такси, красивое фойе, справочное бюро, проигранное пари, объективное жюри, интересное кино.
Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.
Бездарь – женское, вертушка - женское, воротила – мужское, выскочка – общее, неисправимый выскочка – мужское, неисправимая выскочка – женское, вышибала – мужское, жертва – женское, запевала – общее, лучший запевала – мужское, лучшая запевала – женское, коллега – общее, надёжный коллега – мужское, надёжная коллега – женское, лакомка – общее, толстый лакомка – мужское, толстая лакомка – женское, лиса – женское, мазила – общее, хронический мазила – мужское, хроническая мазила – женское, марионетка – женское, невежда – общее, безнадёжный невежда – мужское, безнадёжная невежда – женское, недотрога – общее, упорный недотрога – мужское, упорная недотрога – женское, недоучка – общее, старый недоучка – мужское, старая недоучка – женское, писака – общее, рьяный писка – мужское, рьяная писака – женское, старшина – мужское, стрекоза – женское, судья – мужское, тамада – мужское, тряпка – женское, тупица – общее, беспросветный тупица – мужское, беспросветная тупица – женское, умница – общее, обаятельный умница – мужское, обаятельная умница – женское, ябеда – общее, отвратительный ябеда – мужское, отвратительная ябеда – женское.
Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.
- Домик на пригорке был чёрный и крыт толем.
- Ставень слетел с петли. Ставня слетела с петли.
- Ударили по рельсу, подвешенному к дереву.
- Мы вошли в светлый большой зал.
- Ветром был разбросан скирд. Ветром была разбросана скирда.
Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.
- Красивый жираф, пустынная степь, большой скирд, большая скирда, старый неряха, старая неряха, вкусное яблоко, красивый ставень, красивая ставня, новая присоска, грязная шинель, золотая медаль, тёплый унт, белый гусь, чёрная клавиша, грязная манжета, грязный манжет, тюлевая занавесь, новый староста, распространённая идиома.
- Чёрный рояль, мокрый рельс, белая босоножка, лесное пожарище, золотой погон, тяжёлая бандероль, лучший запевала, лучшая запевала, спелая гроздь, военный санаторий, высокий ботфорт, светлый зал, душистый шампунь, кровавая мозоль, маленькая плакса, справедливый судья, резиновый бот.
Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина – отсутствие родовой пары, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша – санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка - отсутствие родовой пары, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.
Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист – аквалангистка, адвокат - отсутствие родовой пары, бригадир - отсутствие родовой пары, бригадирша – просторечное, в разговорной речи, врач - отсутствие родовой пары, врачиха – просторечие, генерал - отсутствие родовой пары, генеральша – в разговорной речи, директор - отсутствие родовой пары, директорша – просторечие, директриса – в разговорной речи, доктор - отсутствие родовой пары, докторша – просторечие, доктор наук - отсутствие родовой пары, защитник – защитница, инженер - отсутствие родовой пары, космонавт - отсутствие родовой пары, кандидат в мастера - отсутствие родовой пары, кондуктор - отсутствие родовой пары, лаборант – лаборантка, машинист – машинистка, научный сотрудник - отсутствие родовой пары, педагог - отсутствие родовой пары, слесарь - отсутствие родовой пары.
Задание 7. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.
Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.
В детском саду, в Приморском крае (в родном краю – доп.), в дополнительном отпуске (в дополнительном отпуску – доп.), в горячем цехе (в горячем цеху – доп.), в платяном шкафу, в новом доме, оказаться в холоде, в тёмном лесу, в юбилейном году, в цвете молодости, яблоки в цвету, в своём порту, в горячем чае.
Задание 8. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.
У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За(он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).
У него, у меня, у них, у неё.
Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им.
Выше него, её, меня.
Благодаря ему, ей, им, нам, вам.
За ним, за ней, за тобой, за мной.
К нему, к ней, к ним, к нам.
Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас.
Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за нами.
Задание 9. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.
Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.
Капать – капает, каплет.
Махать – машет.
Сыпать – сыплет, сыпет – допустимо.
Двигать – двигает (в значении «перемещать что-либо»).
Мяукать – мяукает, мяучит – устаревшее.
Щипать – щиплет.
Брызгать – брызжет, брызгает.
Полоскать – полощет, полоскает – допустимо.