Специфика развития отечественной культуры в 20-40-е годы ХХ века
Приход к руководству страной партии большевиков, становление советской власти в центре и в провинциальных областях ознаменовали наступление нового этапа в культурной жизни общества.
Образование, наука, искусство рассматривались теоретиками большевизма как важнейшие инструменты воспитательного характера, воздействующие на народ с вполне определенной политико-идеологической целью. Проводимые реформы получили название "культурная революция", одной из задач которой была ликвидация массовой неграмотности. В процессе решения этой давно назревшей для России проблемы в 1918 — 1919 гг. была полностью перестроена система народного образования: школы стали общенародными и бесплатными, запрещалось существование частных школ, лицеев, гимназий, органы просвещения отделялись от церкви. Реформы в массовом образовании положили начало идеологизации культуры. Это придало ей государственный "статус", но и фактически подчинило аппарату чиновников, как партийных, так и правоохранительных. С другой стороны, новая политика давала возможность финансирования крупных проектов в образовании, науке, культуре на протяжении всех лет существования советской власти.