Общая характеристика европейской культуры нового времени
Европейская культура Нового времени, охватывающая XVII - XIX вв., образует единый механизм, так как базируется на буржуазном способе производства и имеет общие духовные ориентиры. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику: XVII в. — это период «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики схоластики во Франции и других странах; XVIII в. — век Просвещения и проверки его идеалов на практике Великой французской и американской революций; XIX в. — «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры и вместе с тем эпоха начала ее кризиса, о чем свидетельствуют тупики рационализма в его крайнем выражении — техницизме.
Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным; по словам А.Ф. Лосева, «на Первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы». Как царь Природы человек абсолютно уверен в своих силах, тем более что наука является его надежным помощником, а возможности ее неисчерпаемы. Столь завышенные оптимистические ожидания питают непоколебимую веру в неизбежность постоянного общественного прогресса.