Общая характеристика культуры Российской империи
Новая, наиболее последовательная попытка модернизации российского общества (1860 — 70-е гг.) коснулась основных сторон жизни — социально-экономической (освобождение крестьян), политической (реформы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати).
Ускоренное развитие капитализма, становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интеллигенции как созидателя культурных ценностей и как главного их потребителя, это привело к оживлению и известной демократизации культурной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии усиливалось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа — "меценаты".
Падение крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860 — 90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), в городе больше, чем в деревне (2,5 раза). Согласно данным всероссийской переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи составлял 21,1%, среди мужчин -293%, среди женщин— 13,1%. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень образованности в России до второй половины 19 в. определяла начальная школа.