Политическая мысль Древней Греции
В Древней Греции политические мысли обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда не только обусловило рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможность, определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни.
Одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах "Государство, "Политик" и "Законы" античный мыслитель Платон. Он был объективным идеалистом и полагал, что существует вечный и неизменный мир идей и мир явлений. Последний представляет собой искаженную копию мира идей. Общество Платон понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. Так, в "Государстве" его идеальное общество состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление философов-мудрецов: именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Учеником Платона был Аристотель, чьё учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика". Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как "политического животного". Согласно этой сущности в человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан.
Государство, по Аристотелю, менее едино, чем у Платона. В нем есть место частной собственности, семье. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса свободных граждан. Однако не все существующие формы государства способны в равной мере справедливо распределять блага согласно достоинству лиц. Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Мысль Аристотеля заключалась в - правление в интересах среднего класса.
Из мыслителей особого внимания заслуживают идеи Цицерона (106 - 43 до н. э.) В работах "О государстве" и "О законах" он попытался сформулировать механизмы усовершенствования государства. Согласно Цицерону, государство есть "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". В основе их согласия лежат присущие человеческой природе качества - разум и справедливость, которые составляют естественное право, высший, истинный закон. Истинный закон Цицерон определял как "разумное положение, соответствующей природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая".
Заслуга Цицерона заключалась в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства.
Наилучшим Цицерон считал смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свободу народа).