Основные направления внутренней политики России во 2-ой половине 17 века
Стремление к централизации управления, обнаружившееся при царе Михаиле в учреждении воеводств, продолжалось и при его преемниках одинаково настойчиво как в центральном, так и в областном управлении. Осложнение государственных потребностей и отправлений в XVI и XVII вв. постепенно увеличивало количество центральных правительственных ведомств, вызывая один за другим новые приказы, как вообще назывались эти ведомства; к половине XVII в. таких приказов накопилось более 40. Теперь московское правительство начало сосредоточивать такое слишком раздробленное управление, или ставя одного начальника во главе нескольких сродных по ведомствам приказов, или подчиняя одному приказу несколько других: так, при царях Алексее и Федоре Посольскому приказу, ведавшему иностранные дела, подчинены были 9 других приказов, в том числе Малороссийский и Полоняничный ведавший дела о выкупе пленных.
Расходы на наем иноземцев солдат и офицеров, на содержание своих полков иноземного строя и на другие военные нововведения увеличили государственные тягости, падавшие на народ. Военно-служилые и тяглые классы или чины, между которыми распределены, были главные государственные повинности, военная служба и податное тягло, не были устойчивыми, обязательными состояниями.